Узбекистан | 11:33 / 05.08.2022
9719
5 минут чтения

Проблема, о которой не говорили 30 лет. Какие изменения ждут госслужащих Узбекистана?

4 августа под председательством президента состоялось видеоселекторное совещание по вопросам реформирования государственной службы и повышения эффективности управления. В настоящее время в Узбекистане в государственной гражданской службе работают 118 тысяч человек. Однако государственная служба все еще не стала системой, соответствующей ожиданиям народа.

Фото: Пресс-служба президента

В своем выступлении на совместном заседании палат Олий Мажлиса глава государства отмечал, что «очередная важная задача – путем трансформации центральных ведомств создать компактную и эффективную систему управления, ориентированную на нужды граждан».

В настоящее время в государственной гражданской службе работают 118 тысяч человек. Однако государственная служба все еще не стала системой, соответствующей ожиданиям узбекистанцев. Например, в прошлом году в народные приемные поступило 25 тысяч жалоб на некомпетентность и безответственность сотрудников министерств и ведомств, 7 тысяч жалоб на отсутствие у них культуры общения.

Некоторые должностные лица не справляются со своими обязанностями из-за отсутствия комплексной системы выявления компетенций, обучения и совершенствования работы. В целом отсутствие системы отбора, подготовки и мотивации руководителей остается одной из основных причин низкого качества управления. После двухлетней разработки с привлечением отечественных и зарубежных специалистов на основе всестороннего обсуждения подготовлен закон «О государственной гражданской службе».

На совещании определены стоящие перед государственными органами приоритетные задачи, исходящие из требований данного закона.

В первую очередь будет внедрена открытая и прозрачная система приема на службу в государственные органы. Для этого до конца года все вакантные должности будут размещены на единой открытой электронной платформе. Требование о предоставлении 16 документов для участия в конкурсе на вакантную должность будет отменено, все процессы будут переведены в электронную форму. Знания, опыт и потенциал кандидата будут оцениваться на открытом конкурсе. Данная система была опробована в порядке эксперимента в Самаркандской области и Государственном налоговом комитете. На совещании ответственные лица рассказали об итогах эксперимента. Отмечено, что каждое министерство и хокимият должны начинать отбор кадров с высших учебных заведений.

В целях налаживания системной работы в этом направлении будет объявлена программа отбора молодых специалистов. В рамках программы будут отобраны талантливые студенты выпускных курсов, которые пройдут стажировку в системе министерств и хокимиятов, а после обучения - приниматься на работу. Программа охватит и молодых людей, обучающихся за рубежом.

Как показал анализ, 40 процентов руководителей центральных аппаратов министерств не работали на районном уровне, а 60 процентов руководителей районного уровня не имеют опыта работы в областных или республиканских ведомствах. Поэтому президент подчеркнул необходимость уделить особое внимание повышению кадров по службе по принципу «от махаллинского до республиканского уровня».

Для этого с 1 ноября будет отменена справка-объективка старого образца и будет использоваться система оценки квалификации и достижений работника на основе передовых технологий. Проще говоря, никто не сможет занять руководящую должность случайно.

Также будет создан резерв потенциальных кадров для руководящих должностей на районном и городском уровнях, который будет пополняться из числа помощников хокимов и молодежных лидеров в махаллях. В зависимости от их компетенции для них будут организованы целевые квалификационные курсы. Перед Агентством по развитию госслужбы, Агентством по делам молодежи поставлена задача совместно с фондом «Ватандошлар» реализовать программу «100 передовых лидеров». В рамках этой программы каждые два года будут отбираться 100 перспективных молодых кадров из числа государственных служащих, активных предпринимателей и соотечественников за рубежом.

По мере роста частного сектора в экономике возрастает потребность в квалифицированных кадрах. На этом конкурентном рынке государственная служба также должна быть привлекательной. Президент подчеркнул, что гарантии деятельности государственных служащих также будут усилены. В частности, со следующего года будет введена система стимулов в зависимости от опыта, квалификации и результатов сотрудника. Их жизнь и здоровье будут застрахованы государством. Государственным служащим, честно и добросовестно исполняющим свои обязанности, будут созданы гарантии достойной старости.

Также затронут вопрос подготовки и повышения квалификации государственных служащих. Пока только 20 процентов госслужащих прошли повышение квалификации. Не соответствует требованиям и качество обучения.

В связи с этим отмечена важность создания совместных образовательных программ с зарубежными учебными центрами. Дано указание пересмотреть деятельность 110 учебных центров в системе министерств, обновить учебные программы и методики, привлечь к обучению квалифицированных специалистов.

На совещании заслушана информация премьер-министра и его заместителей, руководителей отраслей и регионов, зарубежных партнеров. 

Новости по теме