«В Узбекистане сформировался настоящий дикий рынок лекарств» - специалисты, работающие за рубежом
Смерть 19-ти и госпитализация еще десятков детей после приема сиропа «Док-1 Макс» стала самой печальной трагедией 2022 года в Узбекистане. Детишки стали жертвами системы, которая давно вышла из-под контроля и продолжает набивать чьи-то карманы.
Каким образом организован прием лекарств и как они продаются в других странах? Об этом мы поговорили с нашими соотечественниками, живущими и работающими в трех частях света.
«Моя дочь тоже больна, я все хорошо понимаю» — врач, работающий в США
О порядке приема лекарств в США и своем опыте рассказал доктор Лазиз Мардонов, проживающий в штате Нью-Йорк:
«В США лекарства не только выдаются строго по рецепту, но и регулярно изучается их действие на пациента. Соответственно, само лекарство или его дозировка могут быть изменены.
Здесь вы не увидите аптек на каждом шагу, как в Узбекистане. Население даже представить себе не может, что лекарства можно покупать таким образом. В общем, такого обилия аптек как в нашей стране, вы не найдете ни в одном государстве мира.
Я, как врач, не хвалю эту систему и не критикую ситуацию в Узбекистане. Как человек, живущий в этой стране и как отец, я хотел бы рассказать о ситуации в моей семье.
Моя дочь родилась с ДЦП (детский церебральный паралич — ред.). В Узбекистане таких детей обычно пытаются прятать или помещают в спецбольницы. Но они ведь тоже дети и им также нужна родительская любовь. В США действует специальная программа для работы с ними. Лекарства, которые дают дочери, выдаются регулярно, приезжают врачи, проверяют ее состояние. К слову сказать, я, даже будучи врачом, должен строго следовать их требованиям и рекомендациям. То есть пациента курирует специалист каждой области.
«Но ведь это кошмар!» - узбекский журналист в Турции
Сегодня узбекский журналист Аброр Машарипов, проживающий в Анкаре, делится личным опытом по этому вопросу:
«Я был глубоко опечален известием о том, что в Узбекистане от побочных эффектов лекарств умерло 19 детей, а еще больше отравились. Ведь это кошмар!
Одним из самых печально известных и диких рынков в нашей стране, вероятно, является рынок лекарств. Наши врачи давно стали частью фармакологического бизнеса. Я считаю, что необходимо перейти на систему электронных рецептов, как в Турции.
Я и сам тоже лечусь. Здесь, когда я иду к врачу, он вводит рецепт в компьютер и дает мне код. По этому коду я могу получить лекарство в аптеке. То есть врач может контролировать лекарство, которое он прописал. Государство также старается не допускать граждан к беспорядочному употреблению лекарств. Например, я не могу купить антибиотики самостоятельно, аптекарь обязательно потребует рецепт.
Кроме того, в Турции действует система под названием E-Nabız (Э-пульс). В ней можно увидеть всю информацию о пациенте: когда и в какую больницу он попал, какие анализы сдал, какие у него заболевания, какие препараты он принимает и т.д. То есть врачи могут моментально определить, что прописывали пациенту предыдущие врачи.
Надо исправлять наше положение, это необходимо!»
Конечно, вы можете подумать, что для развитых стран, таких как США и Турция, естественен строгий порядок в этой области. Но удивительно, что ситуация в нищей стране Йемене, находящейся в водовороте непрекращающейся войны, намного лучше, чем у нас.
«Слово врача — закон» - узбекский врач в Йемене
Улугбек Тураев, хирург, давно работающий в этой стране, высказал свое мнение о потреблении лекарств в Йемене:
«В Йемене имеется считанное количество аптек. Люди здесь не настолько полагаются на лекарства как это делаем мы. Аптеки в основном работают при клиниках. То есть врач может контролировать, чтобы лекарство не менялось после его назначении. Да и аптеки тоже не продадут пациентам то, что те захотят.
Важным моментом является то, что в этой стране слово врача – закон, и пациенты неукоснительно ему следуют. Вы можете подумать: «если врачи могут прописывать все, что хотят, они и помогают продавать определенные лекарства». Медицина здесь в основном частная. Частные же клиники стараются поддерживать свою репутацию, работая в условиях жесткой конкуренции. То есть важно лечить больного быстрее и дешевле. Клиники также во многом наладили поставку лекарств. В целом, большая часть населения этой страны бедна. Соответственно и медицинская система также не основана на дорогостоящих услугах.
Я слежу за ситуацией, связанной со смертью детей в Узбекистане. Наш бизнес лекарств был настолько запущен, что было ясно, что рано или поздно произойдет взрыв. А ведь это произошло всего лишь с одним препаратом. Таких препаратов могут быть сотни, и они всегда потенциально опасны».
Беседовал Аброр Зохидов,
перевод: Вадим Султанов.
Новости по теме
11:37 / 11.09.2024
Узбекистан и Россия договорились о взаимном признании маркировок лекарств
10:11 / 27.08.2024
Врачи требуют наказать сотрудников колонии за смерть Навального
15:10 / 20.08.2024
Фельдшер в Намангане организовал у себя дома производство фальшивых лекарств
10:39 / 28.07.2024