«Государство должно гарантировать, что не будет взимать чрезмерных и обременительных налогов» — налогообложение в новой Конституции
В статью Конституции вводится норма, гласящая, что налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать осуществлению гражданами своих конституционных прав. Заместитель директора Центра экономических исследований и реформ Мухсинжон Холмухамедов в интервью Kun.uz рассказал о том, почему вводится это дополнение.
Что меняется?
Ведется работа по совершенствованию проекта конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан». Согласно проекту, вносятся изменения в статью 51 действующей Конституции.
Действующая Конституция гласит: «граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы.».
Предлагаемые изменения: «налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать гражданам осуществлять свои конституционные права».
Заместитель директора Центра экономических исследований и реформ Мухсинжон Холмухамедов в интервью Kun.uz объяснил, почему вносится это изменение.
«Государство должно гарантировать, что не будет взимать чрезмерных и обременительных налогов»
Основой любого государства является его экономическая мощь, проще говоря, государственный бюджет. Основную часть бюджета составляют налоги. Деньги, полученные от взимания налогов, используются для всестороннего развития страны. Поэтому каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги. Это служит развитию государства и благосостоянию народа.
Вместе с тем, государство также должно гарантировать, что оно не будет взимать с граждан чрезмерных и обременительных налогов или иных сборов, и эта гарантия будет усилена законом.
При этом учитывается, что при вводе государством налогов и сборов, гражданин или предприниматель должен быть в состоянии их уплатить. Чрезмерные и необоснованные налоги и различные сборы будут отменены. Налоговая политика с каждым годом будет упрощаться в интересах людей.
«Поправки обеспечат то, что налоги и сборы не станут чрезмерным бременем»
За последние годы сокращено количество видов налогов, уплачиваемых предпринимателями, введены налоговые льготы для населения и предприятий, уменьшены штрафы за отдельные правонарушения. Некоторые сборы снижены до 5 раз (например, сборы за тонировку стекол автомобиля).
Изменения в Конституцию станут правовой основой для последовательного и планомерного продолжения таких позитивных изменений.
Ожидается, что налоги и сборы не будут чрезмерным бременем, а включение в Конституцию термина «справедливые налоги» принесет пользу людям в будущем.
«В налоговом администрировании много неопределенностей»
Основной идеей вносимого изменения является обеспечение справедливости налогообложения в целях недопущения дискриминации в налоговой сфере, установление дифференцированного подхода к налоговым и другим льготам.
Прозрачная и справедливая налоговая система является одним из важнейших условий экономического развития. Однако существование множества неясностей в налоговом администрировании сдерживает развитие бизнеса, предпринимательства и инвестиционного сектора.
К примеру, хозяйствующие субъекты перечисляют в государственные целевые фонды 3,2% своего оборота независимо от того, какую прибыль получает предприятие. Эта налоговая нагрузка составляет не менее 21% от доходов компании, что препятствует производству конкурентоспособной и экспортной продукции.
Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан была разработана по инициативе главы государства в целях устранения подобных проблем, снижения налогового бремени и развития реальной рыночной экономики.
Так, статья 10 обновленного Налогового кодекса гласит, что «не допускается установление налогов, препятствующих осуществлению гражданами своих конституционных прав».
Ожидаемый результат
К концу 2022 года в Узбекистане насчитывалось более 162 тысяч плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС). За три года их количество увеличилось вдвое — с 85,4 тысячи до 162,9 тысячи, а с 2016 года — в 19,6 раза. Это увеличение в первую очередь объясняется справедливым распределением и снижением налогового бремени.
Благодаря этим и другим послаблениям Международный валютный фонд признал реформу налоговой системы одним из самых больших успехов Узбекистана.
Подобные нормы отражены в конституциях таких стран, как Испания (статья 31), Италия (статья 53), Швейцария (статья 130), Лихтенштейн (статья 24), где отражено соответствие налоговой системы принципам социальности и человечности.
Общие ожидаемые результаты заключаются в повышении благосостояния населения, усилении позиций и влияния предпринимательского класса в обществе и, за счет этого, вхождении в ряды развитых стран за счет формирования среднего класса и сильного гражданского общества.
Социальная направленность налоговых ставок, в том числе включение налоговых льгот в налоги, уплачиваемые малообеспеченными гражданами, послужит снижению неравенства и различий в доходах между разными категориями населения.
Новости по теме
18:08 / 13.11.2024
В Ташобласти насчитали 3,3 трлн сумов налоговой задолженности
09:52 / 30.10.2024
Какие изменения ожидаются в налоговой политике в следующем году?
11:37 / 27.09.2024
Названы предприятия, получившие наибольшее количество налоговых и таможенных льгот
17:45 / 04.09.2024