Узбекистан | 19:35 / 15.03.2023
3929
5 минут чтения

Каким должен быть следующий парламент?

В следующем году в Узбекистане должны состояться очередные парламентские выборы. Парламент нового созыва будет функционировать в течение периода 2025-2030 годов. Парламент, которому доверяет народ, необходим для социальной стабильности, региональной конкуренции и положительной репутации во всем мире.

Ускоряется человеческая история. Процессы становятся все более плотными. Что это значит? «Ускорение истории» - это, по сути, научный термин. Феномен, признанный учеными. Это подразумевает постоянно растущее число событий мирового значения в течение определенного периода.

Человечество погружается в новые этапы глобализации. Информационные технологии, социальные сети будут продолжать предоставлять людям беспрецедентный информационный обмен, большой и свободный поток информации. В результате у людей будет продолжать формироваться все более свободное мировоззрение.

Это, с одной стороны, огромная возможность для перемен. Между тем, также ставятся важные задачи перед государственными институтами. В недавнем прошлом, узбекское общество пережило период жесткого авторитаризма. Ситуация и сегодня остается противоречивой. Страх в общественном мышлении тает, но деятельность государственных институтов не соответствует социальным запросам и потребностям. Всё ещё сильно авторитарное мышление в государственных учреждениях.

Почему обществу нужен парламент, которому можно доверять? Согласно Конституции Узбекистана, роль двух государственных органов в управлении несравнима. Это президентские и парламентские институты. Президент - это один человек. Парламент - это большое сообщество. Во всем мире парламенты находятся в центре общественно-политической жизни, именно этот институт является важным центром укрепления государственной легитимности.

То как парламент мыслит и работает, восходит к политическому консенсусу при его формировании. То есть, такие факторы, как свободный парламентский выбор и обеспечение политического плюрализма способствует проявлению к нему доверия.

Законодательство требует, чтобы выборы были объявлены за три месяца

до окончания срока полномочий парламента. С другой стороны, новые партии должны зарегистрироваться по крайней мере за шесть месяцев до объявления кампании. Это означает, что если новые партии не будут сформированы и зарегистрированы до февраля-марта следующего 2024 года, «однопартийный» парламент в Узбекистане останется до 2030 года,

Оофициально в Узбекистане существует пять партий. Но общество Узбекистана и внешний мир принимают наш парламент де-факто как «однопартийный». Ни для кого не секрет, что доверие к парламенту в стране очень низкое. Это серьезный политический недостаток в эпоху глобализации.

Я понимаю, что среди политиков бытует мнение, что «свободный и плюралистический парламент может быть опасным». Но политический менталитет должен быть таким: необходимо понять проблему и искать решение, а не отрицать её.

Это означает, что в Узбекистане остался ровно год на то, чтобы возродить парламентаризм, превратить его в реальный политический институт. Этого времени достаточно, чтобы принять важное решение.

Узбекистану нужны новые партии. Было бы неплохо, если бы изменились и парламентские выборы. Например, если бы половина законодательной палаты была сформирована на мажоритарной основе, а другая половина – по партийным спискам, то это стимулировало бы возрождение партий с сильным идеологическим укреплением.

Перед властями Узбекистана стоит большой выбор. Или либерализация и активизация государственных институтов, включая парламент. Или жить вместе со стихийным обществом. Потому что, когда общество не верит в институты государства, им будет трудно управлять.

Не следует бояться либерализации парламента. Наличие свободных партий и депутатов в парламенте на самом деле было бы только на руку всем ветвям власти. Парламент, который является свободным и популярным, очень важен для стабильности в Узбекистане, для региональной конкуренции и глобальной репутации. Соседний Казахстан начал гораздо более серьезные административно-политические реформы. А к 2030 году и в России ожидаются серьезные политические изменения.

На этом фоне Узбекистану придется сформировать парламент, в который верит народ. Для этого нужны партии, депутаты и избирательная система, которой доверяют люди. Независимо от того, насколько будет свободен парламент, он не помешает во взаимодействие государственных органов друг с другом. Главное, сформировать культуру свободного и взаимоуважительного общения. Это то, что может сделать исполнительная власть.

Камолиддин Раббимов,
политический-обозреватель,

пер. В.Султанов.

Новости по теме