«Они могут заблокировать переводы с карты на карту» — налоговый консультант о контроле P2P
С 1 мая информация о переводах с карты на карту будет передаваться налоговикам. В интервью Kun.uz налоговый консультант Мурад Мухаммаджанов заявил, что целью контроля P2P-переводов может быть зарабатывание денег на счетах-фактурах. Он выразил опасение, что налоговые органы заблокируют перечисление средств некоторым физическим лицам.
Цель - заработать деньги на выставлении счетов?
- Что касается вопроса монетизации, то пока говорят, что счета-фактуры (СФ) бесплатны. Ранее соответствующие компании, составляли счета бесплатно в течение нескольких лет и приучили к этому людей, а когда все счета стали выставляться в электронном виде, их сделали платными. Точно так же нам говорят, что счета по транзакциям бесплатны и не облагаются налогом. Собственно, сам СФ является документом, подтверждающим продажу товаров и услуг, но реализации здесь нет - выставление счета лишено всякой логики.
Что касается истинных целей, то я вижу 2 вещи: в случае монетизации пока что бесплатные счета в итоге будут оценены в 10 сумов, 20 сумов, 100 сумов, 200 сумов за каждый. Что это значит? Если в день совершается 1 миллион транзакций, то 200 сумов – это 200 миллионов сумов в день. Теперь рассчитайте ежемесячные поступления. Это просто способ присосаться к транзакциям.
Если действительно счета-фактуры постепенно станут платными, расходы будет нести отправитель. Обычно отправитель денег заинтересован в том, чтобы отправить деньги быстрее.
«Переводы для лиц могут быть заблокированы, подобно справке по НДС»
- Есть вторая сторона и она очень опасна – пока эту сторону никто не видит. Речь идет о блокировке денежных средств, переводимых от физического лица к физическому лицу. В один прекрасный день откажут в выставлении СФ такому-то физическому лицу. Если я захочу перечислить вам деньги, налоговый орган поставит блокировку СФ на перечисление денег. Это означает, что завтра я не смогу перевести вам деньги.
Вашу карту никто не заблокирует, но вам заблокируют выставление счета-фактуры. В результате все больше людей перейдут под электронное управление, все больше будет вмешательства в персональные финансовые дела населения. Это приведет к еще большей коррупции в будущем. Будут блокировать кого захотят.
С чем это можно сравнить? Что нам говорили перед вводом справки по налогу на добавленную стоимость? В самом Налоговом кодексе было сказано, что будет выдаваться справка по НДС и ГНК будет вести учет плательщиков НДС. На протесты бизнеса о том, что потом этой справкой всех замучают, нам сказали: «Нет, это только для ведения учета, здесь нет цели контроля». Но что происходит сейчас? Они аннулируют справку об НДС у неугодных им предпринимателей. Это вызывает множественные случаи коррупции. Потому что они по своему усмотрению позволяют работать одним и не позволяют другим. Налоговые органы игнорируют судебные решения и блокируют справки об НДС у предпринимателей.
То же самое произойдет и с денежными переводами, они идут на хитрость, говоря, что это не облагается никакими налогами. Но завтра поставят блокировку на перечисление денег кому они захотят, платформы ничего не смогут сделать: «Не дают СФ, значит не можем перевести». Таким образом, начнут блокировать денежные обороты физических лиц.
До утверждения этой нормы анализировалось ли ее влияние на экономику?
- Есть еще один момент. Налоговики считают, что бизнесмены ведут расчеты, принимая оплату с карты на карту, а не через терминал, поэтому необходимо это контролировать. Но из-за этого вводить всем счета-фактуры, переходить на управление путем блокировки перечисления денег – все равно что назло блохам сжечь одеяло. Прежде всего, прежде чем вводить какую-либо норму, ее следует проанализировать и изучить ее влияние на экономику.
Сколько отмечено случаев перечисления на карту при торговле? Сколько транзакций с карты на карту? Из них какова примерная сумма, переведенная для торговли? Сколько нужно начислить налога? Без подробного анализа нам говорят о 100, 1000 случаях, и впихивают это в правовую норму. Однако это не глобальная проблема. Правда, такие случаи есть, но сначала нужно изучить влияние на экономику.
Обычная ситуация: имеется около 300 000 плательщиков налога с оборота. В таких условиях люди, которые занимаются P2P, обычно зарабатывают на жизнь небольшими магазинами. Крупные сети, такие как Korzinka, Makro, этого не делают. Около 300 000 плательщиков НСО, а налог, уплачиваемый всеми этими 300 000 предпринимателей, составляет всего 2% от бюджета. И какой процент из них занимаются P2P? Это следует проанализировать.
Даже если кричать, что 150 000 из них ведут P2P, то какой процент от их общего объема продаж составляют переводы P2P?
«Вместо этого следует отменить налоговые льготы»
- Без подсчета и анализа того, сколько доходов недополучено в бюджет, вводится норма, которая вызывает недовольство всего народа. А ведь если убрать гигантские налоговые льготы крупных организаций, бюджет может получить не 2, а на 4, 5, 7 процентов больше доходов.
Но большие проблемы остаются нерешенными, а фискальные органы занимаются мелкими, приводя в конечном итоге к коррупции и набиванию чьих-то карманов.
Беседовала Мадина Очилова,
перевод: Вадим Султанов.
Новости по теме
18:08 / 13.11.2024
В Ташобласти насчитали 3,3 трлн сумов налоговой задолженности
09:52 / 30.10.2024
Какие изменения ожидаются в налоговой политике в следующем году?
11:37 / 27.09.2024
Названы предприятия, получившие наибольшее количество налоговых и таможенных льгот
17:45 / 04.09.2024