Узбекистан | 20:34 / 31.07.2023
13678
10 минут чтения

Председатель ЦБ — о стоимости сума, коллекторской деятельности и ценовом пузыре на рынке жилья 

Мамаризо Нурмуродов ответил на вопросы журналистов о девальвации сума по отношению к доллару, медленном процессе приватизации банков, влиянии резкого падения курса рубля на Узбекистан и другие темы. 

Фото: Kun.uz

27 июня ЦБ оставил ключевую ставку без изменений на уровне 14 %. После совещания по принятию решения председатель правления Мамаризо Нурмуродов по традиции ответил на вопросы журналистов на пресс-конференции. 

- Как прогнозируется изменение сума по отношению к доллару? 

- Курс сума по отношению к доллару формируется исходя из спроса и предложения на валютном рынке. В определенной степени увеличение объемов импорта оказывает давление на национальную валюту. 

Многие импортеры осуществляют внешнеторговые операции в это время года. Если посмотреть на 2019, 2020 и 2021 годы, то именно в этот период, в конце второго квартала и начале третьего квартала, у нас увеличивается импорт. Это создает определенное давление на валютный рынок. Однако этот процесс не приводит к обесцениванию национальной валюты. Потому что коммерческие банки и корпоративные клиенты имеют достаточную ликвидность для свободной купли-продажи иностранной валюты. Сегодняшний обменный курс является верным отражением внешнеторговых операций. 

- Дефицит бюджета влияет на стабильность цен. Исходя из этого, насколько ЦБ координируется с Министерством экономики и финансов? Министерство перестало публиковать информацию о государственном бюджете. Способно ли правительство уложиться в установленный законом лимит дефицита бюджета в 3 процента? 

- Мы находимся в тесном контакте с Министерством экономики и финансов. Мы можем отслеживать информацию о бюджете через единый казначейский счет, который мы обслуживаем. По сравнению с другими годами, правда, в первом полугодии текущего года произошло увеличение затрат, что в первую очередь связано с увеличением объемов импорта газа. 

Разница между ценой газа на мировом рынке, то есть ценой, указанной в контрактах, и ценой на внутреннем рынке покрывается за счет бюджета. В силу таких объективных условий расходы в первом полугодии были несколько выше, чем в предыдущие годы. 

Что касается координации, то мы ежемесячно отчитываемся перед министерством о наших взглядах на инфляцию, исполнение бюджета и другие вопросы. 

- Как девальвация российского рубля влияет на нашу экономику? 

- На нас влияет и девальвация валюты нашего постоянного и второго по величине экономического партнера. В каком плане? Сказывается на сокращении денежных переводов из России. Я уже отмечал, что за первые 6 месяцев переводы составили около 5,1 млрд долларов против 6,5 млрд долларов в прошлом году. Это снижение связано с необычно большим объемом переводов в прошлом году. 

Это также влияет на экономические отношения, потому что, когда наши экспортеры продают товары в Россию, цена товара будет определяться ценами на российском рынке. Цены на российском рынке повлияют на снижение доходов наших экспортеров при расчете в долларах из-за изменения курса валют. 

- Учитывая, что финансовая грамотность и платежная дисциплина получателей кредитов в Узбекистане до конца не сформирована, есть ли спрос на взыскание кредитов более жестким образом? Нужно ли разрешить коллекторскую деятельность? Не уменьшаются и проблемные кредиты, они составляют около 15 трлн сумов. 

- Мы должны смотреть на проблемные кредиты в относительном выражении, 3-процентный предел считается нормальным в наших нынешних условиях, когда темпы роста кредитного остатка высокие. Согласно международной практике считается нормальным, если проблемные кредиты составляют до 4% в общем кредитном портфеле. Неправильно говорить, что изменений не происходит, потому что мы всегда работаем над этим. Как только определенная часть проблемных кредитов находит свое решение, на их смену приходят новые проблемные кредиты. 

Смысл моего утверждения о том, что сегодняшней ситуацией мы в определенном смысле удовлетворены, состоит в том, что 3 % — это хорошо для нас. Но в случае с банками с проблемными кредитами в 7-8% мы как ЦБ усилим макропруденциальные требования к ним и ограничим выделение кредитов некоторым из них. Мы устанавливаем свои требования по привлечению депозитов в некоторые банки. 

Когда коллекторская служба может развиваться и давать эффект? Если доля частной собственности в обществе высока, только тогда ее эффективность будет высокой. Наши исследования в этом отношении продолжаются, мы считаем, что еще рано делать окончательный вывод. Мы предоставим эту информацию, как только наши исследования будут завершены. 

- В конце мая ЦБ заявил, что на ташкентском рынке недвижимости может образоваться ценовой пузырь. Это очень опасно для банков, выдающих ипотечные кредиты, и может привести к их банкротству. Что делается в этом отношении? 

- Если вы обратили внимание, на выделение ипотечных кредитов мы установили максимальный кредитный лимит. Цель этого состоит в том, чтобы предотвратить слишком большое негативное воздействие на банки, когда лопаются «пузыри». То есть, даже если дом будет стоить 1 миллиард сумов, кредит, предоставляемый банком, не превысит 416 миллионов сумов по городу Ташкенту. Это снижает риск возникновения пузырей. 

С другой стороны, как ответ на ваш вопрос о текущей ситуации, могу сказать, что мы завершаем исследования по этому поводу, в сентябре опубликуем аналитические данные по ценообразованию. 

- Fitch объявило, что приватизация банков в Узбекистане запаздывает. Ведь по планам несколько лет назад уже должны были быть приватизированы несколько банков. В чем причина задержки? 

- Нужно правильно понимать одно: процесс приватизации — не быстрый процесс. Потому что это зависит не только от наших пожеланий, но и от доверия иностранных инвесторов. В 2022 году геополитический кризис несколько ограничил вход иностранных инвесторов в постсоветские страны. 

Главным здесь является процесс подготовки наших банков к продаже, то есть трансформация банков. Чем раньше мы это сделаем, тем быстрее сможем подготовить их к продаже. На самом деле мы обсуждали с Международным валютным фондом и Всемирным банком то, что этот процесс затянется дольше, чем на 1 год. Это естественно. Напряженность глобальной экономической ситуации тормозит этот процесс. 

- Насколько обесценился узбекский сум с начала года? От чего зависит укрепление валюты? 

- Чем измеряется стоимость сума? Обменным курсом для лиц, занимающихся внешнеторговыми операциями. Когда кто-то использует сум в своей повседневной жизни, он измеряет его по инфляции и ценам. 

Сум обесценился на 3,12% по отношению к доллару за 6 месяцев. По сравнению с нашими основными торговыми партнерами Турцией, Россией и Китаем их валюта обесценилась больше по отношению к доллару, чем сум. С этой точки зрения некорректно сравнивать, что их национальная валюта сильная, а наша ничего не стоит. 

На ваш вопрос о том, что делает ЦБ для укрепления сума, могу сказать, что стоимость валюты во всем мире зависит от экономического роста. То есть стабильный рост экономики, инклюзивное развитие экономики во внешнеэкономической деятельности является основным показателем. 

- Согласно исследованиям Forbes, узбекский сум является 7-й самой слабой валютой в мире, что нужно сделать, чтобы укрепить его? 

- Мы считаем, что легкомысленно оценивать стоимость или отсутствие стоимости национальной валюты, исходя из ее курса. С 2017 года, когда мы либерализовали валютный рынок, изменение обменного курса было намного меньше, чем обесценивание валюты многих стран. Обесценение сума за 4 года составляет 6 -7 процентов. 

Что укрепляет деньги, так это обеспечение инклюзивного устойчивого роста экономики. Это служит обеспечению стабильности стоимости валют на основе рыночного принципа. 

- Отразилось ли ожидаемое повышение тарифов на энергоносители в прогнозе инфляции по итогам года? 

Бехзод Хамроев (заместитель председателя ЦБ): Отразилось. Помимо тарифов на электроэнергию и газ, у нас есть и другие регулируемые цены - горячая вода, холодная вода и т.д. Недавно стало известно, что тарифы на холодную воду повышены. Даже если цена на холодную воду вырастет на 100 процентов во всех регионах, это может повлиять на нашу общую инфляцию в пределах 0,3 процента. 

Такие 0,3-0,5-процентные изменения учитываются в прогнозе инфляции. Если они выше, то прогноз будет пересмотрен.

Новости по теме