Узбекистан | 20:04 / 02.12.2023
12660
5 минут чтения

«Решение» путем удушения открытости для «сохранения репутации» сотрудников органов: чем это чревато?

Возложение ответственности за распространение изображений сотрудников правоохранительных органов «в целях их дискредитации» ослабит общественный контроль над ними, увеличит количество случаев неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов, а главное, политическая ответственность даже за малейшие их ошибки ложится на власть.

На днях Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана приняла ряд новых законопроектов и направила их на утверждение в верхнюю палату – Сенат. После одобрения Сенатом законы направят президенту.

В одном из законопроектов, принятых Законодательной палатой и вызывающих неприятие общественности Узбекистана, предусмотрено наказание в виде административного лишения свободы на срок до 15 суток за распространение изображений сотрудников правоохранительных органов «с целью их дискредитации».

Этот законопроект в настоящее время обсуждается без участия общественности и вот-вот будет принят.

Здесь следует сказать, что в законодательстве Узбекистана есть соответствующие статьи о дискредитации любого лица. То есть, независимо от того, кто это, будь то обычный гражданин или государственный чиновник, его дискредитация является основанием для ответственности.

Сейчас впервые предлагается норма, позволяющая распространение фотографий, аудио и видео сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими своих обязанностей трактовать как «дискредитацию».

Каковы возможные последствия в случае принятия этого законопроекта?

Во-первых, это приведет к еще большему закрытию силовых структур. С 2016 года свобода слова в Узбекистане только-только начала пробиваться на поверхность. До этого информационная инициатива полностью исходила из-за пределов страны.

В последующие годы информационная инициатива вернулась в Узбекистан, общество получило возможность высказывать и понимать свои проблемы. Это оценивалось как крупный политический капитал второй администрации.

Однако если вышеуказанный законопроект будет принят, это позволит полностью «закрыть» правоохранительные органы. Это блокирует создание над ними общественного контроля.

Во-вторых, во всем мире система внутренних дел — милиционеры или полицейские — действуют на стыке государства и общества. Законы государства на самом низком уровне пирамиды госслужбы должны исполняться в первую очередь сотрудниками полиции.

Именно поэтому требуется, чтобы полицейские не нарушали закон, не поддавались аффекту, не находились в состоянии стресса, не преувеличивали и не преуменьшали свои полномочия, а их деятельность воспринималась людьми как компетентная.

Даже в самых демократических странах конфликты и даже противостояния, связанные с полицией, нередки. Правовые государства используют все свои силы и потенциал, чтобы держать системы применения силы в правовых рамках и под общественным контролем.

Если позволить силовикам работать в закрытом режиме, то неизбежные ошибки и упущения некоторых сотрудников, коррупция и превышение полномочий не уменьшатся, а, наоборот, только увеличатся. В результате в обществе возрастет недоверие к этим органам и их работникам, а недоверие усиливает недовольство.

В-третьих, в государственных институтах и у ​​чиновников Узбекистана, в том числе в правоохранительных органах, формировалась открытость и прозрачность, под контролем общественности, политическая культура, необходимая новому и глобализированному миру.

Согласно этой культуре, в век информации важна открытость, а не закрытость, не монолог – важен диалог, важно понимание и объяснение.

Если фото- и видеосъемку правоохранительных органов можно трактовать как их «дискредитацию», то это усилит закрытость этих органов и отсутствие общественного контроля над ними.

Фактически законопроект, который помогает закрытости, служит только корпоративным интересам этих организаций, а не государства. Потому что в обществе никогда не исчезает политическая ответственность, а если ответственность за пороки и недостатки в государстве не возлагается на виновных, то она возлагается на верховную власть. Это — политическая закономерность.

До 2016 года силовые структуры проводили массированные кампании запугивания, но политическая ответственность при этом возлагалась только на президента, как внутри Узбекистана, так и за его пределами.

В правовом государстве, в государстве, стремящемся к социальному миру и стабильности, именно силовые структуры должны находиться под совместным контролем общественности и высших органов власти. Только тогда государственные чиновники будут мыслить в правовом поле, осознавать, что они не останутся безнаказанными, если совершат ошибку или преступление, а высшая власть будет пользоваться доверием общества.

Вывод таков: возвращение этого законопроекта Сенатом или президентом отвечает коренным интересам Узбекистана, это было бы наилучшим решением.

Камолиддин Раббимов,
политолог

Новости по теме