Трамп вернулся: что это изменит в мировой политике?
Дональд Трамп стал вторым президентом США, вернувшимся к власти с промежутком в один срок. Он один из самых противоречивых президентов в истории Соединённых Штатов, самой могущественной страны в мире, первой экономики и первой военной державы. Именно поэтому мы продолжаем анализировать США и Трампа.
До Трампа лишь Гровер Кливленд — 22-й и 24-й президент США, был политиком, который на время потерял пост президента и затем вновь вернулся к власти. Кливленд занимал пост президента в общей сложности восемь лет с 1885 по 1897 год. Дональд Трамп впервые пришел к власти в 2016-м, затем в 2020-м проиграл выборы Байдену и в 2024-м вновь победил.
Для геостратегии США, которые теперь возглавит Трамп, важнейшим континентом является Евразия и три ее региона. Это Европа, Восток – Китайская Народная Республика, ее окрестности и Ближний Восток, и его центр – государство Израиль.
Из этих трех регионов демократы в последующие десятилетия сосредоточили свое внимание на востоке – Китае и его окружении. Важнейший пункт «доктрины Обамы» заключается в том, что главным соперником США в XXI веке является КНР, и Америка должна попытаться сдержать эту страну. Исходя из этой задачи, союз с Европой должен быть укреплен, а конфликт между Израилем и мусульманским миром должен закончиться. Именно поэтому Обама пытался заключить мир с Ираном во время своего правления.
В 2021 году, когда к власти пришел Байден, политика окружения Китая вновь усилилась. Но вторжение Путина в Украину изменило тактическую повестку дня США. Потому что в случае поглощения Украины Россией, последствия будут очень тяжелыми для Запада.
И вот Трамп снова у власти. И вновь геополитические и внешнеполитические приоритеты США могут измениться.
Трамп — импульсивный, нестабильный и капризный политик. Он изоляционист, не доверяет институтам и альянсам. При Трампе внимание к Ближнему Востоку наверняка возрастет. Он — произраильский политик с выраженной исламофобией. И можно ожидать, что давление США на Иран периодически может доходить до угрозы войны. Между тем, Трамп – президент, известный своими заявлениями о том, что «я не пойду на войну, но готов применить силу».
Общеизвестно обещание Трампа относительно украинско-российской войны. Он намерен положить конец этой войне «за один день». По моему мнению, это невозможно. Потому что цель Путина – получить полный контроль над Украиной, не допустить вступления Украины в Евросоюз и НАТО. Следовательно, захваченные сейчас 20% украинской территории не удовлетворят его. Вряд ли Путин полностью прекратит войну в этих границах.
Украина также не согласна терять свою землю. Более того, у нее нет намерения и отказываться от стремления к НАТО. Тот из украинских политиков, кто скажет: «Мы должны отказаться от вступления в НАТО», станет политическим трупом. Вот почему обещание Трампа положить конец войне пока абстрактно. Даже если война прекратится, это может быть временное перемирие.
Любой проект Трамп начинает с большой помпой. Если не получается, он расстраивается и отказывается от проекта. Хорошим примером являются переговоры между США и Северной Кореей в 2017-2021 годах. Тогда Трамп несколько раз встречался с Ким Чен Ыном, пытаясь договориться с ним. Эти встречи были очень удобны для Северной Кореи. Санкции, введенные в отношении Северной Кореи, де-факто перестали применяться. Но Ким не отказался от ядерного оружия и угроз Южной Корее и Японии. И сегодня Ким Чен Ын ведет себя более агрессивно, чем когда-либо, бесстрашно оказывая военную помощь России.
Трамп, безусловно, усилит давление на Китай. Но в отличие от предыдущих президентов, он намерен делать все это в одиночку. Он не хочет мобилизовывать своих традиционных союзников, а иногда ему это просто не удается. Потому что в его планах оказать давление на членов НАТО и Евросоюз.
Обратите внимание, самые большие геополитические конфликты, противостояния и войны за последние десятилетия, а может быть, даже в нашем столетии, происходят вокруг нас. Часто между этими конфликтами и Узбекистаном находится только одна соседняя страна. От воюющей России нас отделяет Казахстан, от Китайской Народной Республики – главного соперника США — Кыргызстан, а от Ирана – Туркменистан. То есть если на постсоветском пространстве станет «правилом» потеря территорий такими странами, как Украина, от этого проиграет вся Центральная Азия.
В то же время эти конфликты создают благоприятные возможности для «сплочения», «солидарности и единства» и «альянса» для Узбекистана, Центральной Азии, тюркского и мусульманского мира.
Новости по теме
10:39
При администрации Трампа война завершится быстрее - Зеленский
11:21 / 15.11.2024
Трамп сделал новое заявление о завершении войны в Украине
14:03 / 14.11.2024
США выделили 500 тыс. долларов на сохранение архитектуры площади Регистан
18:10 / 13.11.2024