Узбекистан | 12:30
2021
9 минут чтения

В Ташкенте объявлен максимальный тариф для платных парковок

По всей столице планируется создать платные парковки на более чем 200 тысяч автомобилей. Стоимость парковки за час в зависимости от тарифной зоны составит от 5 тысяч до 12 тысяч сумов, при этом максимальный тариф может достигать 30 тысяч сумов. Экономист Отабек Бакиров назвал эту сумму «новой монопольной данью».

Фото: vilnius.lt

Хокимият города Ташкента установил максимальный тариф для придорожных парковок в размере 30 тысяч сумов в час. Об этом сообщил представитель «Ташкент Инвест».

Согласно решению хокима столицы от 16 октября прошлого года, стоимость использования платных парковок в зависимости от тарифной зоны (самая дорогая — в центре города) была установлена от 5 тысяч до 12 тысяч сумов. При этом в статье 25 Закона «О дорожном движении» указано, что размер платы за платные парковки устанавливается владельцами мест самостоятельно, но не может превышать максимальный тариф, определённый местными органами власти в согласовании с Министерством экономики и финансов.

По данным Spot, на заседании городского хокимията, состоявшемся 12 марта, был озвучен размер этого максимального тарифа.

По словам первого заместителя председателя АО «Ташкент Инвест Компанияси» Александра Гурко, в Ташкенте создаются платные парковки, разделённые на четыре тарифные зоны: 5, 8, 10 и 12 тысяч сумов в час. При этом максимальный тариф, согласованный с Министерством экономики и финансов, составляет 30 тысяч сумов.

Гурко отметил, что планируется создать платные парковки на более чем 200 тысяч автомобилей по всей столице. На первом этапе будут введены в эксплуатацию дорожные парковки на 13-14 тысяч мест в 86 точках города. Первые парковки в тестовом режиме заработают до конца марта, возможно, на некоторых улицах Мирабадского и Яккасарайского районов. С июля платные парковки будут внедрены по всему городу.

По словам представителя «Ташкент Инвест», компания Streetpark Systems, выигравшая тендер на создание платных парковок и единой информационной системы для них, разрабатывает мобильное приложение. С его помощью водители смогут оплачивать парковку в столице.

Ожидается, что введение платных парковок уменьшит пробки и повысит скорость движения. Например, открытие парковки на 250 мест на улице Саид Барака сократит заторы на 18% и увеличит среднюю скорость движения на 14% (с 37 до 42 км/ч).

Оплата за парковку будет контролироваться через камеры видеонаблюдения. Административная ответственность за неуплату может быть введена с 2026 года.

Кроме того, Александр Гурко сообщил, что в Ташкенте изучены места для строительства многоэтажных парковок. Такие объекты будут построены в местах массового скопления людей, в частности, на рынках.

Также рассматривается возможность создания перехватывающих парковок (park-and-ride), которые будут расположены возле дорог, ведущих из жилых районов в центр города, и позволят водителям оставить автомобиль и пересесть на общественный транспорт. Исследование по этому вопросу завершится через три месяца.

Всё в одни руки

Улицы центра города, вдоль дорог которых будут организованы платные парковки/ Фото: E-auksion

О платных парковках с паркоматами на улицах Ташкента говорится с 2018 года.

В январе 2023 года хокимият столицы передал право на создание платных парковок на 10 центральных улицах без тендера ООО «Kasy Park», но проект не был реализован. Министр транспорта Илхом Махкамов в интервью Kun.uz заявил, что такое право должно распределяться через тендер, так как «желающих много».

В ноябре 2024 года хокимият выставил на аукцион право на создание дорожных парковок в 86 точках города. Аукцион, прошедший 25 ноября, длился 2 часа 10 минут, было сделано 22 ставки. Победителем стало ООО «Balcomuz» с предложением вдвое выше начальной цены — 120,15 миллиарда сумов в год. Резервного победителя не объявили.

Однако вскоре выяснилось, что с «Balcomuz» контракт не заключили. На повторном аукционе 17 декабря победило ООО «Streetpark Systems», предложившее на 10% выше начальной цены — 62,9 миллиарда сумов, что почти вдвое меньше ставки «Balcomuz». Резервного победителя снова не объявили.

Участие «Streetpark Systems» в первом аукционе неизвестно, но среди её учредителей есть упомянутая выше «Kasy Park».

В декабре также состоялся тендер на разработку единой информационной системы для парковок. При начальной цене в 8,2 миллиарда сумов победило «Streetpark Systems», предложив 6,78 миллиарда сумов. В результате с учётом НДС был заключён контракт на 7,59 миллиарда сумов.

Экономист: «На ровном месте создали монополию»

Проект, представленный в 2022 году / Фото: Ташкентское городское управление транспорта

Экономист Отабек Бакиров считает, что создание платных парковок может привести к злоупотреблениям и необоснованным ценам. По его словам, в данном случае «на ровном месте создали монополиста», а выставление одним лотом всех 86 новых автопарковок с точки зрения конкуренции было ошибочным решением.

«Благодаря разделению лотов на более мелкие и увеличению числа претендентов, права можно было бы продать не за 120 млрд сумов, а за 500 млрд сумов. На рынке сформировались бы несколько конкурирующих компаний, выиграло бы государство, выиграл бы потребитель»,написал он после первого аукциона.

Бакиров позже также подверг критике поручение оператору автостоянок разработать соответствующую информационную систему. «Данный шаг гарантирует, что в систему платных парковок не войдут другие конкуренты»,сказал он.

Экономист призывает соответствующие органы, такие как Министерство экономики и финансов, Антимонопольный комитет и Агентство по борьбе с коррупцией, не оставаться равнодушными к вышеуказанным фактам. Он назвал максимальную цену в 30 тысяч сумов «новой монопольной данью».

Что говорят официальные лица?

Пресс-служба администрации Ташкента в комментарии для Kun.uz сообщила, что законодательство не было нарушено. Администрация сообщила, что на вопросы о том, что победители аукционов не были объявлены, ответит Агентство по управлению государственными активами.

Агентство по управлению государственными активами в свою очередь сообщило, что такая информация не будет предоставлена, пока не будет прислано официального запроса.

По данным Антимонопольного комитета, ситуация не была изучена, так как от участников аукциона не поступало жалоб на нарушение антимонопольного законодательства.

Агентство по борьбе с коррупцией сообщило, что расследование идет, и будет предоставлена дополнительная информация.

О Streetpark Systems

ООО «Streetpark Systems» было зарегистрировано в государственном реестре 13 ноября 2024 года. За несколько дней до этой даты было объявлено о проведении аукциона по платным автостоянкам (по данным Google, информация о лоте была размещена на портале e-auksion 4 ноября).

75% акций компании принадлежат Ёкубову Кудратбеку Дилшодовичу (также имеет доли в компаниях Leader Great Trade, Aziz Export 777, Prime Avto Consulting). Еще два учредителя — iCell Mobilsoft Zrt (Венгрия) и ООО «Kasy Park» — владеют по 12,5% акций. Руководителем компании указан Юсупов Акмал Баходир угли. Уставный фонд составляет 1 млрд сумов.

Kasy Park была зарегистрирована 7 марта 2018 года. Её учредители — Фозилов Миродил Нигматжон угли (55%, также имеет доли в Benchmark Distribution и Adminvest, ранее был среди учредителей Oazis Lux Investments и ADM Invest), ООО "Oldfold" (40%) и Нигманова Гульнора Акрамовна (5%). Руководителем указан Султонходжаев Сарвар Анвар угли. Уставный фонд составляет 10 млн сумов.

Новости по теме