Узбекистан | 20:22 / 24.03.2025
2919
3 минут чтения

Продажи новых иномарок упали более чем вдвое

В Узбекистане резко сократились продажи новых легковых автомобилей, импортированных из-за рубежа. Всего за один месяц объем сделок на первичном рынке снизился более чем в 2 раза. Это произошло на фоне серии нетарифных ограничений, из-за которых импорт автомобилей значительно сократился. Впереди рынок ждет еще один удар: с 1 мая резко увеличится утилизационный сбор на электромобили.

Фото: Kun.uz

Центр экономических исследований и реформ представил анализ автомобильного рынка Узбекистана за февраль.

Согласно отчету, активность на первичном и вторичном рынках автомобилей в прошлом месяце снизилась.

Продажи новых автомобилей местного производства остались на стабильном уровне, тогда как реализация импортных машин сократилась более чем вдвое.

Несмотря на снижение активности в сегменте электромобилей по сравнению с предыдущим месяцем, в годовом выражении наблюдается рост.

Первичный рынок

Общий объем продаж легковых автомобилей в феврале снизился, что в первую очередь связано с падением спроса на иномарки.

В феврале объем продаж легковых автомобилей по сравнению с январем сократился на 14,5% и составил 67,2 тысячи единиц.

Продажи новых автомобилей местного производства остались практически неизменными – 21,7 тысячи единиц, в то время как объем сделок с новыми импортными автомобилями рухнул более чем вдвое.

Вторичный рынок

Активность на вторичном рынке автомобилей также снизилась.

В феврале было зарегистрировано 43,3 тысячи сделок купли-продажи, что на 16% меньше, чем в январе текущего года.

Рынок электромобилей

Сегмент новых электромобилей демонстрирует снижение активности. В феврале было продано 2,9 тысячи электрокаров, что на 11% меньше, чем в январе.

Однако в годовом сравнении (по отношению к февралю 2024 года) активность на рынке электромобилей выросла более чем вдвое.

Импорт легковых автомобилей снижается

По данным Таможенного комитета, за январь-февраль импорт автомобилей в Узбекистан сократился почти в 4 раза – с 17 396 до 4 369 единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

  • Импорт бензиновых автомобилей снизился в 4,5 раза – с 12 233 до 2 745 единиц.
  • Ввоз электромобилей уменьшился в 2,3 раза – с 3 489 до 1 555 единиц.
  • Импорт гибридных автомобилей рухнул в 24 раза – с 1 674 до 69 единиц.

Снижение импорта и уменьшение активности на рынке происходят на фоне нетарифных ограничений.

С 1 ноября 2024 года импортируемые автомобили начали проходить технические испытания не на таможне, а на полигоне в Пскенте. Пропускная способность автополигона в несколько раз ниже реального спроса, что может быть одной из причин резкого сокращения импорта.

Кроме того, с ноября для ввозимых автомобилей был введен тест на электромагнитную совместимость.

С 1 мая 2025 года в Узбекистане резко увеличится утилизационный сбор на электромобили:

  • Для электромобилей младше 3 лет сбор составит 120 базовых расчетных величин (БРВ) – 45 млн сумов. Это в 4 раза больше, чем текущий размер сбора (30 БРВ, 11,25 млн сумов).
  • Для электромобилей старше 3 лет сбор увеличится до 210 БРВ – 78,75 млн сумов, что в 2,3 раза больше текущего уровня (90 БРВ, 33,75 млн сумов).

Новости по теме