Узбекистан | 12:50
1507
9 минут чтения

«Если так пойдёт дальше — отрасль умрёт»: беседа с автоимпортёром и автодекларантом

В Узбекистане система получения очереди на техосмотр импортных автомобилей вызывает ажиотаж. Журналисты Kun.uz пообщались с импортёрами и автодекларантами, чтобы выяснить, как проходит процесс и с какими проблемами сталкиваются предприниматели.

С ноября 2024 года импортные автомобили проходят технические испытания не в зоне таможенного контроля, а на автополигоне в Пскенте, где была построена специальная лаборатория. Там также проводится проверка их электромагнитной совместимости. Без прохождения этих испытаний автомобили не получат сертификат соответствия.

Очереди в лабораторию начали формироваться ещё в ноябре. В ответ на это была введена электронная запись. Но, как водится, это проблему не решило. На портале My.gov.uz запись открывается каждый день ровно в 00:00 — только на день через две недели, и исчезает буквально за минуту. Кому повезёт — тот успеет записаться, остальным остаётся пробовать снова следующей ночью.

Такая ситуация была ожидаема. Пскентская лаборатория физически способна проверять не более 100–120 автомобилей в день, тогда как спрос значительно выше.

Kun.uz поговорил об этом с основателем автосалона «King Motors», импортёром Хуршидом Махамадовым и автором канала «Autodeklarant» Азизбеком Бердиевым.

 «Что можно проверить за 1,5 минуты?»

Азизбек Бердиев: Очереди растянулись на 15–20 дней. Раньше техосмотр автомобилей проводился в других местах и занимал немного времени. Сейчас ввели ограничения. Например, если вы записываетесь через My.gov.uz на 8:00, вам назначают интервал с 8:00 до 8:15 — якобы за 15 минут проверят машину. Но когда вы приезжаете, в это же время заезжают ещё 10 автомобилей. То есть все 10 машин проверяют за 15 минут.

У меня есть видео, где 15 машин проходят техосмотр за 10 минут. Возникает вопрос: что именно проверяется за полторы минуты?

Их основной аргумент — «мы проверяем безопасность». Но ведь Lixiang, Zeekr — это мировые бренды.

 «Готовых машин просто нет»

Хуршид Махамадов: Я был на полигоне несколько раз. Сначала очереди были ужасно длинными, и автомобили приходилось везти туда самостоятельно. Потом порядок изменился — разрешили только эвакуаторам, но и тогда очередь лишь увеличилась. Всё затянулось на 10, 15, 20 дней, после чего опять всё поменяли — теперь снова можно привозить самостоятельно. Но получить очередь через My.gov.uz стало очень проблематично.

Для предпринимателя это серьёзная проблема — покупатели хотят получить машины как можно быстрее. Но сейчас готовых машин просто нет. Даже если кто-то купил автомобиль, ему придётся ждать 15–20 дней, чтобы получить его в своё распоряжение.

Вовнутрь полигона попасть нельзя. Автомобиль увозят и возвращают через 10–15 минут.

Было бы лучше, если бы после проверки одного автомобиля разрешали регистрацию всех авто этой модели. У нас нет информации, сколько машин прошло тест, сколько не прошло, какие модели не прошли. Если 100% автомобилей проходят тест — разве нельзя упростить процедуру?

Раньше тоже была проверка для получения сертификата соответствия, но тогда сотрудник просто визуально осматривал авто. Сейчас всё стало куда сложнее.

 «Почему машины местных производителей не проверяют?»

Азизбек Бердиев: Если ввели такую практику — применять её нужно ко всем. Не только к импортным авто, но и к местным производителям. Кто может гарантировать, что местный автопроизводитель сделал качественную машину? Например, выпустили Onix, но почему его не проверяют?

В первые дни работы полигона одна проверка занимала 20–30 минут. Последний раз, когда я туда ездил с Zeekr 009, 10 машин проверили за 15 минут. У меня есть видео. Возникает закономерный вопрос: куда уходит остальное время?

Например, я записался на 8:00. Али записался на 8:15, Вали — на 8:35, Анвар — на 8:45. Но всех пятерых загоняют в 8:00.

Все понимают, что цель — вовсе не проверка, а искусственное ограничение импорта. Просто никто не говорит это вслух…

 «Ежедневно сотни машин не могут занять очередь»

Хуршид Махамадов: UzTest физически не может проводить больше проверок, чем установлено. В день декларируется более 300 автомобилей, а UzTest выделяет всего 96 мест. В результате каждый день 200 машин не проходят проверку.

Производители вроде BYD проходят омологацию: проверяется одна модель, остальные — без очередей. Очередь касается только нас — предпринимателей и частных лиц.

От этого теста никто не выигрывает — предприниматели теряют деньги. Покупатели требуют оперативности, хотят быстрее получить авто. Бывает, что машина уже оформлена, но ездить на ней нельзя. Случаются остановки сотрудниками СБДД: «этим автомобилем пользоваться нельзя». Покупатель возвращается к продавцу с претензией: «вы мне это продали». И 20 дней он может ездить только сам, даже доверенность никому не выпишет. Люди недовольны, и, конечно — мы.

 «Продажи упали в 2–3 раза»

Хуршид Махамадов: нужно возвращаться к предыдущей практике — проверкам на таможенной территории. Или увеличить количество проверок, чтобы обслуживать всех желающих.

Сейчас, если автомобиль прошёл растаможку, но за 10 дней не получил госномер — накладывается штраф. Все платят. 95 тысяч сумов — ладно, но за что? Это не их вина. Машина 10 дней без номеров, и ещё 20 дней в очереди. Платят потому, что выбора нет.

На рынок это влияет крайне негативно. По сравнению с началом 2024 года и концом 2023-го продажи упали в 2–3 раза.

Почему выросла очередь? Влияние оказывает и планируемое с 1 мая повышение утилизационного сбора. Он поднимется до 45 миллионов сумов, и все спешат успеть получить сертификат.

Представители BYD утилизационный сбор не платят, а мы обязаны. Получается, только на утилизации разница между официальными и нашими ценами — 45 млн сумов.

 «Решение — отказаться от системы»

Азизбек Бердиев: Первое решение — вообще убрать эту систему. Она приносит предпринимателям только убытки. Если какой-то закон, какое-то правило не приносит пользы людям — зачем оно нужно? Разве законы не для людей пишутся?

Люди сейчас в каком положении? Кто-то говорит, что всё отлично? Нет. Значит, единственное решение — отменить всё это.

Раньше всё делали на таможенных складах. Сейчас поездка в Пскент — это отдельные расходы. Один трейлер туда-обратно — миллион сумов или 100 долларов. А раньше, благодаря множеству складов, всё решалось быстро. Сейчас все импортёры со всей страны вынуждены ехать только в Пскент.

 «Отрасль умирает»

Хуршид Махамадов: Дальновидные предприниматели уже говорят: «Если всё продолжится в том же духе, отрасль умрёт». По-другому это не назвать. Это жёсткие ограничения, которые мешают продажам.

Покупатели из Самарканда, Каракалпакстана покупают машину — и потом вынуждены везти её в Пскент, когда подойдёт очередь. Пусть создадут такие центры тестирования в каждом регионе…

Мадина Очилова,
Шахзод Уракбоев,
Kun.uz

Новости по теме