Экосертификат для импортированных автомобилей — дополнительный «бонус» к утилизации?
В Узбекистане при ввозе гибридных электромобилей ввели требование наличия экологического сертификата. Ввели — и менее чем через три дня отменили. Почему была принята эта загадочная мера, удорожающая импорт авто, и почему её так быстро отменили — официальных комментариев до сих пор нет.

Как стало известно, с 1 мая в Узбекистане при ввозе электромобилей не только увеличился утилизационный сбор — в некоторых случаях до 4 раз, — но и появилось новое требование: получение экологического сертификата. Этот документ должен был подтверждать соответствие автомобиля экологическому стандарту Евро-4, и касался гибридных машин, оформляемых как электромобили на таможне — таких как Lixiang, Leapmotor, Voyah, Deepal, AITO, Neta, Avatr.
По данным канала Autodeklarant, экосертификат нужно было получать отдельно на каждую машину, а его стоимость превышала 2 млн сумов. Кто выдаёт эти сертификаты и на каком основании установлен размер платы — вопросы остались без ответа.
Интересно, что ведущий поставщик этих авто — китайский автопром — ещё с 2018 года полностью перешёл на производство автомобилей, соответствующих стандарту Евро-5. А в 2021 и 2023 годах экологические требования в Китае ужесточились ещё больше. Поэтому решение властей проверять китайские автомобили на соответствие устаревшему стандарту Евро-4 выглядит, мягко говоря, странно.
Тем не менее, похоже, эта странная норма долго не продержалась. По данным канала Autodeklarant, уже 3 мая — через три дня после введения — требование экосертификата было отменено.
«Сотрудники таможни заявили, что теперь для гибридных автомобилей, оформляемых как электромобили, экосертификат больше не требуется», — написал автор канала Азизбек Бердиев.
В тот же день Сенат Олий Мажлиса сообщил, что направил официальный запрос министру экологии по данному вопросу. В заявлении Сената подчёркивается, что внимание к теме неслучайно: гибридные электромобили, ввозимые в Узбекистан, как правило, соответствуют стандартам Евро-5 или Евро-6.
Также Сенат напомнил, что согласно постановлению Кабинета министров №50 от 2020 года, процедура экологической сертификации может проводиться только при наличии аккредитованной испытательной лаборатории. Если такой лаборатории нет, транспортное средство можно оценить по идентификационным параметрам.
Председатель Комитета Сената по аграрным, водохозяйственным и экологическим вопросам Анвар Туйчиев направил сенаторский запрос министру экологии Азизу Абдухакимову. В запросе ставится под сомнение правовая обоснованность требований об экосертификации и запрашивается уточнение по установленным суммам платежей.
Напомним, с 1 ноября прошлого года в Пскентской лаборатории была введена обязательная проверка электромагнитной совместимости для автомобилей, ввозимых в частном порядке. Это привело к многомесячным очередям.
Позже один из автомобилей марки Leapmotor не прошёл эту проверку, после чего импорт всех авто этой марки был приостановлен на три недели.
Новости по теме

09:35 / 05.05.2025
В Узбекистане при ввозе гибридных электромобилей введено требование об обязательном экологическом сертификате

14:31 / 03.05.2025
Индия запретила импорт и транзит товаров из Пакистана

15:41 / 01.05.2025
Утилизационный сбор для электромобилей увеличился в 4 раза

19:14 / 25.04.2025