90-летний дедушка с несовершеннолетними детьми из горного кишлака в Байсуне: что им угрожает?
Дугоба – это дальний горный кишлак в Байсунском районе Сурхандарьинской области. Во время весенних дождей туда можно добраться только на машинах УАЗ. Поскольку на бездорожье, ведущем в этот укромный уголок с неповторимой природой, другая машина, кроме УАЗа, просто завязнет в грязи.
Мы поехали в кишлак Кайрок махалли Дугоба, чтобы навестить 90-летнего дедушку и поздравить его с праздником Навруз. Однако затем карантинные меры усилились, и публикация нашего обращения немного припозднилась.
Войдя в скромное жилище Нормурода-ота Тошатова, которому почти 90 лет, мы увидели, что дедушка ещё жив-здоров и бодр.
Нормурод ота жил со своей первой женой до 70 лет. Потом она скончалась. Сыновей им бог не дал, а дочери вышли замуж и переехали в другие районы. Через 5 лет после смерти первой жены, в 75-летнем возрасте Нормурод ота женился во второй раз. От этого брака у него есть два сына.
Когда появился на свет старший сын 90-летнего дедушки, 14-летний Худойберды, отцу было 76 лет, а младший сын Холикберды родился у него в возрасте 78 лет.
В беседе с нами Нормурод ота вспоминал свою молодость и военные годы.
Когда началась война в 1941 году, он был 10-летним ребёнком. Он вспомнил, как помогал в поле трудящимся тыла, как участвовал в хлебоуборочной кампании, грузил на осла смолотую на хирмане пшеницу и возил в город Шурчи.
Как мы потом выяснили, несмотря на то, что 90-летний Нормурод ота в годы войны трудился в тылу, на 9 мая – День памяти и почестей, его никто не навестил.
В данный момент семья живёт на дедушкину пенсию около 1,5 миллионов сумов. Супруга, Курбонхол Тураева, не работает, домохозяйка. Вокруг дома у них небольшой садик из яблонь и других фруктовых деревьев. Они занимаются земледелием на небольшом клочке земли. У них есть и скот, необходимый в хозяйстве.
Курбонхол-опа в беседе с нами рассказала, что она очень хотела бы увидеть, как её дети чего-то в жизни достигнут, они очень способные, но здесь нет достаточно условий для их развития.
Старший сын Курбонхол от первого брака, Камолиддин, учится в колледже искусств в Термезе, он интересуется журналистикой, работой видеоблогеров.
В данный момент семья страдает от одной серьёзной проблемы.
Одно время землю, оставшуюся Нормуроду ота от предков, отдали школе. Сейчас старая школа переехала в освободившийся колледж. Семья хочет вернуть у школы этот свой клочок земли.
Поскольку место, где они живут, очень опасное, с одной стороны подступает обрыв, с другой стороны угрожает оползень. Селевые потоки с гор повалили столбы с электропроводами, и несмотря на просьбы семьи, ответственные ведомства до сих пор ничего не починили.
Конечно же, семья дедушки, его несовершеннолетние дети должны жить в более безопасном месте. Когда мы готовили этот материал к публикации, нам позвонила встревоженная супруга дедушки, Курбонхол-опа.
По её рассказу, бесконечные ливни и селевые потоки с рек сделали своё дело. Обрыв ещё больше расширился, имеется открытая угроза оползня.
Для сохранения своей жизни Нормурод ота с детьми временно вынуждены жить не у себя дома, а в более безопасном месте.
Мы просим ответственных лиц Сурхандарьинской области и Байсунского района срочно обратить внимание на эту проблему и прокомментировать ситуацию.
Шухрат Шокиржонов,
специальный корреспондент Kun.uz
перевод Вадим Султанов, Анастасия Ткачёва
Новости по теме
16:51 / 23.11.2024
Абдулла Арипов посетил газовое месторождение М25 в Байсуне
14:47 / 06.11.2024
В Сурхандарьинской области автоавария лишила газоснабжения 700 домохозяйств
13:35 / 05.11.2024
«К сожалению, в теплицах совесть не растет» - пост Шерзодхона Кудратходжи вызвал большой резонанс
11:51 / 31.10.2024