Узбекистан | 09:12 / 03.07.2020
15008
8 минут чтения

О жизни в Академии МВД, приёме и системе внутренних дел – беседа с Баходиром Матлюбовым

Сейчас процессы приёма во все высшие учебные заведения Узбекистана идут в самом разгаре, в том числе, в Академию  министерства внутренних дел. По этому поводу мы побеседовали с руководителем, курсантами и представителями Академии МВД о внутренней среде, государственных приёмных экзаменах и процессе обучения.

Прежде всего, мы обратились с интересующими нас вопросами о деятельности Академии МВД к руководителю академии Баходиру Ахмедовичу Матлюбову. Далее вы можете ознакомиться с содержанием этой беседы.

О процессе приёма и изменениях в этом году

Академия МВД Республики Узбекистан является единственным учебным заведением, готовящим кадры для системы. Порядок приёма в академию за последние 10 лет изменялся несколько раз. До 2004 года приём осуществлялся в две стадии. Первая: медицинский осмотр, экзамен по физической подготовке и письменная работа. Вторая: успешно прошедшие эти испытания абитуриенты сдавали экзамен, и принимали тех, у кого самые высокие показатели. В последние годы вторая стадия была изменена на беседу. Три года назад сюда подали документы более 20 тысяч абитуриентов, это максимальное количество. Тогда коллективу академии было очень трудно, потому что квота составляла всего 600 человек. Кроме того, в целях увеличения мест для девушек, мы повысили квоту для них с 5 до 10 процентов.

Об изменениях в приёме по причине карантина

С 15 марта в стране начали действовать карантинные меры, и порядок прохождения абитуриентами медосмотра тоже стал другим, то есть медосмотр проводится с соблюдением правил гигиены и требований карантина. Кроме того, на основании соответствующих постановлений нашего президента, теперь в академию МВД будут приниматься только выпускники академических лицеев. Место проведения экзамена также изменено. Экзамены будут приниматься на территории каждого академического лицея, так как на территории лицея есть всё необходимое для экзамена оборудование. Абитурентов приведут в лицей. Там созданы все условия для проживания, питания, учёбы. Затем постепенно будут проводиться экзамены. К экзаменам будут привлекаться специалисты в этой сфере. То есть, учитель физвоспитания – к экзамену по физподготовке, учитель истории – к экзамену по истории, и т.д. Эти учителя, посоветовавшись, поставят общий балл.

Процесс экзаменов будет фиксироваться

В течение последних четырёх лет везде установлены камеры, производится звукозапись экзаменов. Подавшим на апелляцию приводятся все доказательства. Центр мониторинга учебного процесса Академии МВД Республики Узбекистан создан в двух основных целях, а именно: мониторинг участия и подготовки курсантов к учёбе, а также мониторинг проведения занятий профессорско-преподавательским составом.

Учебные залы оборудованы более чем 300 камерами. В данный момент идут процессы приёма на 2020-2021 учебный год на дневную форму обучения. При этом все испытания и экзамены контролируются камерами, установленными в центре мониторинга.

На курсантов, поступивших на учёбу, заведут папки

С первых дней учёбы курсантов, на них заведут досье. В этих досье будет фиксироваться поведение, поступки курсантов. По окончанию учёбы эта инфориация будет анализироваться. Курсанты, окончившие учёбу с отличными оценками и примерным поведением, получат звание старшего лейтенанта. Кроме того, на первом и втором курсах будет проводиться 21-дневная практика, и курсанты будут обучаться работе, а на третьем и четвёртом курсах – квалификационная практика.

По каким направлениям готовятся специалисты?

Курсанты академии обучаются по специальностям семи направлений:

  • следственная деятельность;
  • уголовный розыск;
  • профилактика правонарушений;
  • направление экспертизы;
  • психологическое обеспечение служебной деятельности;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • исполнение уголовных наказаний.

Кроме того, есть также форма заочного обучения, где могут обучаться сотрудники других правоохранительных государственных органов. При этом, места распределяются с помощью квот, отправленных из областных органов внутренних дел.

Каким образом происходит обучение в академии?

Выпускники лицеев изучают все предметы полностью в течение трёх лет. После поступления в академию, они обучаются по выбранной специальности. В системе обучения 50 процентов занятий ведутся по теории, а 50 процентов – по практике. Кроме того, наряду с увеличением предметов по специальности в учебном процессе, курсант в процессе учёбы отправляется в органы внутренних дел области, куда его направят после завершения обучения. Там он знакомится с условиями, динамикой и общим состоянием дел. По окончанию образовательного учреждения, курсант пишет нам рапорт для избрания интересующего его направления, и наша специальная комиссия проводит с ним беседу. Там задаются различные вопросы, а потом делается заключение, сможет ли он работать в будущем по этому направлению. Кроме того, проводится психологический тест.

О работе по устранению разницы между сотрудниками органов внутренних дел с высшим и средним образованием

В системе органов внутренних дел есть представители различных сфер. Однако, все с юности мечтали работать здесь, это самоотверженные сотрудники. Конечно, до поступления на работу они проходят профессиональную подготовку. При этом сержанты обучаются 5 месяцев, офицерский состав – 6 месяцев. Потом после окончания учёбы они направляются в свои регионы.

Есть ли различия между теорией и практикой в академии внутренних дел?

Я много лет работал оперуполномоченным в этой сфере. После поступления на учёбу есть такое понятие, как «наставник-ученик». Этот наставник будет учить ученика всему. Сейчас при приёме на работу дают испытательный срок три месяца. За этот срок ему дают звание сержанта. Если он будет работать примерно, то звание лейтенанта.

О различиях между предыдущими и нынешними выпускниками

Конечно, в наше время таких условий для учебы не было. Я работаю в этой системе более 40 лет, и никогда не видел таких условий, как за последние 4 года.

В любом стаде есть паршивая овца.... Об основных факторах событий в Андижане и Чиракчи

Я глубоко изучил эту ситуацию. У тех, кто окончил академию, уровень знаний разный. Есть и те, кто оканчивают с красным дипломом, бывали и такие, кто ушли без звания, потому что нарушали внутренний распорядок во время учёбы. После поступления на работу тоже нужно внедрить традицию «учитель-ученик». Потому что ребята ещё молоды, и могут ошибаться. Сотрудники должны иметь высокий уровень культуры, духовности, воспитания. Для совершенствования этих навыков два раза в год предоставляется возможность практики. Раньше практика проводилась только в Ташкенте. А в последнее время отправляют в регионы, откуда родом этот курсант. Всё это должно быть под контролем.

Как вы относитесь к вопросу повышения квалификации сотрудников?

Конечно, этот вопрос должен быть на первом месте. К примеру, каждый день происходят какие-то изменения, вводятся новшества. Сотрудники должны быть в курсе этого. По нашему положению, сотрудник должен повышать квалификацию один раз в пять лет. Кроме того, хорошо бы один раз в неделю проводить профессиональную подготовку по месту работы, составить специальные книги. Если не повышать квалификацию сотрудников, то система может прийти в упадок.

Беседовал Алишер Рузиохунов
Операторы: Отахон Юсупов, Нуриддин Нурсаидов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме