Узбекистан | 19:06 / 15.08.2020
4263
7 минут чтения

Какие меры следует принимать при незаконном изъятии земли фермеров?

В последние годы различные причины, такие как организация кластеров в сельском хозяйстве, оптимизация земель, влекут за собой нарушение стабильности в деятельности некоторых фермерских хозяйств. Участились случаи изъятия земель под различными предлогами, а среди фермеров, в связи с этим, наблюдается неуверенность в завтрашнем дне, неопределённость.

Как возвращаются хозяйственные земли согласно законодательству? Как происходит этот процесс на практике?

Кто такой фермер?

Фермерское хозяйство – субъект предпринимательства, занимающийся производством сельскохозяйственной продукции и другими видами деятельности, не запрещёнными законодательством, с использованием арендуемых земельных участков. Руководителем этого хозяйства является фермер, считающийся основным субъектом сельскохозяйственного производства в Узбекистане.

Многопрофильное фермерское хозяйство наряду с производством сельскохозяйственной продукции может заниматься переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, промышленным производством, выполнением работ, оказанием услуг и другими видами деятельности, не запрещёнными законодательством.

На самом деле, не разрешается передавать права и обязанности руководителя фермерского хозяйства другому лицу. А фактически часто встречаются ситуации, когда дети или близкие родственники фермера занимаются управлением, участвуют в собраниях и заседаниях, и принимают решения от имени фермера.

Порядок сдачи в аренду земли фермеру

Согласно законодательству Узбекистана, фермерское хозяйство создаётся на землях, предназначенных для сельского хозяйства и на землях резерва. Фермерское хозяйство, специализирующееся на выращивании животноводческой продукции, создаётся при наличии не менее 30 голов крупного рогатого скота. При подсчёте земельных участков, выделяемых фермерским хозяйствам, специализирующимся на выращивании животноводческой продукции, на одну условную голову скота, минимальный размер на поливных землях в Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ташкентской и Хорезмской областях составляет не менее 0,3 гектара (для фермерских хозяйств с племенным скотом – 0,5 гектара), на поливных землях в других областях и Республике Каракалпакстан – не менее 0,45 гектара, на неполивных (богарных) землях – не менее 2 гектаров.

В прошлом году в Куштепинском районе Ферганской области вследствие халатности хокима по вопросу предоставления земли фермеру-животноводу, из-за нехватки корма погибли 35 голов племенного крупного рогатого скота. А районный хокимият принудил фермера подписать договор на посев пшеницы вместо кормовых культур на площади 55 гектаров земли, выданной фермеру. То есть, часто встречаются случаи ненадлежащего выполнения требований законодательства на нижних уровнях исполнительной власти, в частности, в хокимияте.

Минимальный размер земельных участков, предоставляемых в аренду фермерским хозяйствам, специализирующимся на выращивании дехканской продукции, составляет не менее 30 гектаров для хлопководства и зерноводства, и не менее 10 гектаров для зерноводства и овощеводства. Минимальный размер земельных участков, сдаваемых в аренду для садоводства, виноградарства, овощеводства и выращивания других культур составляет не менее 1 гектара, максимум – 5 гектаров.

Земельным кодексом фермерским хозяйствам предусмотрено выделение земель:

  • на основе открытого конкурса;
  • на срок от 30 до 50 лет, но не менее, чем на 30 лет;
  • выделяются резервные земли или земли, предназначенные для сельского хозяйства.

По итогам конкурса, согласно заключению районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных участков, районным советом народных депутатов принимается решение о пользовании землёй. На основании этого документа, решением хокима района выделяется земля. Договор аренды земли подписывается главой фермерского хозяйства и хокимом района. В сущности, хоким района тоже избирается районным советом районных депутатов, и является председателем этого совета. Глава государства выдвинул предложение о прекращении этой практики, но от этого многолетнего опыта до сих пор не отказались. Получается, что изъятие земель фермера по большей части зависит от воли районного хокима.

Посягательства на имущество фермера и изъятие земель

Согласно законодательству, собственностью фермерского хозяйства являются указанные в балансе здания, сооружения, многолетние насаждения, оборудование и техника. Однако, несмотря на это, с 2019 года в некоторых районах стали наблюдаться случаи, когда ответственными лицами выкорчёвывались деревья под предлогом того, что, земли под садоводство якобы не используются эффективно. Но при этом не учли, что деревья являются собственностью фермера.

Мы писали о том, что в Сырдарье фермер-животновод, у которого незаконно изъяли земли, уже устал ходить по судам, а у фермера из Кушкупырского района земли изъяли якобы «на основании его собственного заявления».

В целом, существуют три стороны вопроса.

Во-первых, закон «О фермерских хозяйствах», принятый в 1998 году, а также внесённые в него в 2004 году изменения и дополнения, морально устарели. Положения закона уже не отвечают требованиям времени. Депутатам Олий Мажлиса целесообразно было бы принять этот закон в новой редакции. Кроме того, различные законодательные акты правительства и главы государства в сфере сельского хозяйства непосредственно относятся к деятельности фермеров. В некоторых случаях пункты этих актов противоречат друг другу, или составлены так, что их можно истолковать по-разному. Поэтому необходимо привести в соответствие законодательство в сфере сельского хозяйства и скоординировать законы и подзаконные акты.

Во-вторых, нужно резко сократить вмешательство хокимията района в деятельность фермеров. За прошедший период несколько решений хокимов района были отменены, потому что изъятие земель было незаконным. Однако, нет данных о проведении гласной служебной проверки в отношении хокима района или ответственных лиц, о привлечении их к ответственности. Кроме того, ошибочно избегать правил рыночной экономики и действовать с фермерами только по принципам централизованной экономики.

В-третьих, заявление руководителя фермерского хозяйства о возврате земель в резерв по собственному желанию должно быть заверено нотариальной конторой и подписано в присутствии нотариуса. Это предотвратит различные недоразумения, фальсификацию документов и незаконное изъятие земель фермеров.

Алишер Рузиохунов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме