Утечка сильнейших шахматистов и давление федерации – интервью с узбекским гроссмейстером, уехавшим в ОАЭ
Несмотря на то, что шахматы являются отличной настольной игрой, развивающей интеллектуальные способности человека, в Узбекистане она почти всегда оставалась в тени других спортивных игр. А к победителям международных шахматных соревнований и гроссмейстерам не всегда относились с достаточным вниманием и почетом.
В рамках нашей поездки в Объединенные Арабские Эмираты мы встретились с узбекским гроссмейстером Сергеем Каюмовым, который уехал из Узбекистана более 10 лет назад. Сергею 39 лет, он родился в семье шахматистов, отец – международный гроссмейстер Дмитрий Каюмов, мать – Ирина Каюмова мастер ФИДЕ и международный арбитр. В 2011 году Сергей Каюмов открыл шахматный центр в Дубае и начал тренерскую карьеру.
В интервью он рассказал о причинах утечки сильнейших шахматистов из Узбекистана, о том, почему ему пришлось покинуть родину и многом другом.
Данное интервью было записано 28 января 2021 года в Дубае, т.е. до назначения Азиза Абдухакимова на должность председателя Федерации шахмат Узбекистана.
– Сергей, почему такая крутая интеллектуальная игра, как шахматы нынче не столь популярна, по сравнению с другими видами спорта?
– Если вы посмотрите на все виды спорта, какие самые популярные?
– Футбол.
– Да, почему?
– Зрелищно, эмоции.
– Еще есть другая сторона? Потому что это игра – правила всем понятны. Глядя на футбол, человек через минуту может понять смысл игры, а как понять правила игры в шахматы?! (Улыбается). Да, если там блиц (быстрые шахматы) играют по минуте интересно наблюдать за накалом эмоций, даже не понимая, что происходит на доске, но, к сожалению не все знают правила игры.
Однако во времена, когда играли Каспаров, Карпов, Фишер, шахматы были суперпопулярными. Сейчас благодаря Карлсену (Магнус Карлсен – действующий чемпион мира) шахматы вновь становятся популярными, он поднял шахматы на хороший уровень. Кроме того, недавний сериал «Ход королевы» тоже произвёл большой фурор, так как он был интересен даже людям, которые не понимают специфику шахмат.
– Правда ли, что после трех ходов с каждой стороны открывается более девяти миллионов возможных комбинаций?
– Я не знаю, сколько там миллионов, но да их очень много. В свое время, когда Гарри Каспаров играл с компьютером, тот просчитывал 20 миллионов позиций в секунду (*на самом деле 200 миллионов позиций в секунду).
– Раз мы заговорили на эту тему, хочу спросить: кто сильнее? Человечество или компьютеры?
– Конечно, как не крутите, компьютеры сильнее, но есть определенные позиции, где человек еще может обыгрывать компьютер, они называются позиционными, когда вы жертвуете фигуру, а компьютер больше предпочитает материальный выигрыш, нежели какую-то инициативу. Недавно вышла новая программа AlphaZero, которая за четыре часа изучила шахматы и обыграла сильнейшую программу мира. Топ 10 шахматистов мира, наверное, еще могут побороться с компьютерами по определенным позициям, а так «пересчитать» компьютер очень сложно.
– Когда и почему вам пришлось уехать из Узбекистана?
– В 2002 году у нас ухудшились отношения с федерацией (Федерация шахмат Узбекистана), точнее не со всей федерацией, а именно с одним человеком – это Турдалиев Хусан Худайкулович, он генерал СНБ (СГБ) в отставке, об этом знает весь мир, потому что он сам рассказывал об этом, когда ездил на различные соревнования.
– А почему у вас ухудшились отношения?
– Потому что наша семья начала открыто высказываться. В 2003 году был чемпионат Азии в Катаре среди мужчин, где я и мой отец могли принять участие, но федерация не дала нам разрешение, точнее Турдалиев не хотел пускать нас на чемпионат. Тогда президент Ассоциации шахмат Катара Аль-Хитми лично позвонил Турдалиеву и попросил пустить нас на чемпионат, так как были места, и мы несли все расходы, от федерации ничего не требовалось. Но Турдалиев сказал, что только один из нас может принять участие, и тогда отец уступил мне место.
Моя мать всегда говорила свое мнение, а Турдалиев не любил, когда у других людей есть свое мнение. В 2010 году он дисквалифицировал мою мать за критику федерации на 3 года, затем в 2018 году и вовсе пожизненно.
Например, мой отец работал с Нодирбеком Абдусаттаровым, который в 13 лет и 1 месяц стал гроссмейстером. Он мог обойти Карякина (российский шахматист Сергей Карякин в 12 лет и 7 месяцев стал самым молодым гроссмейстером в истории, он внесен в Книгу рекордов Гиннесса), но не обошел, потому что федерация не была заинтересована и не спонсировала его. Когда он ехал на турнир Чигорина в 2017 году, где он выполнил последнюю норму гроссмейстера – его спонсировали родители. Они поехали до Чимкента, из Чимкента в Москву, из Москвы в Петербург, потому что по финансам это получался самый дешевый путь. Федерация вообще не принимала участие в этом. Более того,Турдалиев «вставлял палки в колеса», так как Абдусаттаров был учеником моего отца.
Методы работы Турдалиева – это запугивание. Мою мать вызывали в милицию, потом был суд, якобы моя мать пришла в клуб и вела себя неподобающим образом. Окружение Турдалиева, его работники под его дудку подписывали документы. Сначала моя мать проиграла суд, потому что она была одна против всех, потом она подала апелляцию, наняла адвоката и выиграла этот суд. Это было сделано для того, чтобы у моей матери была судимость. Сейчас она ушла под флаг ФИДЕ (Международная шахматная федерация), потому что если она находится под флагом Узбекистана в мировом рейтинге, она должна брать разрешение у федерации, а там ей ничего не светит.
Я также предполагаю, что он получил звание международного арбитра по «липовым» документам. Многие это знают. Чтобы стать международным арбитром сначала нужно иметь национальную категорию, а потом республиканскую. У него всего этого не было. Он появился в шахматах в 1999 году, тогда в Намангане проходил чемпионат Азии, где моя мать была арбитром, а он организатором. Несмотря на то, что он не был арбитром, задним ходом он заставил генерального секретаря Юнусова Адхама отправить документы на присвоение. Без подписи моей матери. Так он получил звание международного арбитра.
В свое время он пытался продвигать своих детей. У него есть сын – Хуршид, и дочь – Тахмина. Наверное, у него была мечта сделать своих детей гроссмейстерами и международными мастерами, но к счастью или, к сожалению – не получилось. Потом он пытался сделать их арбитрами. Тахмину он сделал арбитром, а сыну он придумал очень интересную систему. Турдалиев Хусан Худайкулович по инициалам Турдалиев Х.Х., сын – Турдалиев Хуршид Хусанович – Турдалиев Х.Х. В 2009 году в зональном турнире он зарегистрировал своего сына арбитром вместо себя, чтобы присвоить ему звание. Эта информация где-то утекла, люди начали возмущаться, потом он видимо побоялся это сделать. Может в один день он подаст эти документы, я не знаю, но на самом деле его сын не переступал порог турниров вообще.
– Как вы оцениваете ситуацию с шахматами в Узбекистане?
– Сейчас есть надежда, что будут изменения. Вышло постановление президента по поддержке шахмат. Если это реализуется – это будет мощный фактор. Но это будет только в том случае, если поменяется руководство Федерации шахмат Узбекистана, с Турдалиевым ничего не выйдет.
Если посмотреть у нас в последнее время Тимур Гареев уехал в Америку навсегда, парень – суперталант, номер один по игре вслепую (В 2016 году Тимур Гареев установил мировой шахматный рекорд по наибольшему числу партий в сеансе игры вслепую: 48). Филиппов Антон (гроссмейстер) переехал сейчас в Казахстан. Хамракулов Журабек (гроссмейстер) тоже уехал в Америку. Квон Андрей (гроссмейстер) в Сингапуре, работает тренером, Тахир Вахидов (гроссмейстер) в свое время 15 лет работал в Брунее. Из той команды только Саидали Юлдашев остался в Узбекистане, все остальные разъехались.
Полное интервью вы можете посмотреть на нашем канале на YouTube.
Ситуация, сложившаяся вокруг Федерации шахмат Узбекистана вызывает неоднозначную реакцию. Редакция Kun.uz намерена продолжить освещение событий и готова выслушать каждую из сторон.
Беседовал Жамшидхон Зиёхонов
Оператор Мухаммаджон Ганиев
Ташкент – Дубай – Ташкент