Как возвращаются покупателям деньги за лекарства, проданные по завышенной цене?
В Комитете по развитию конкуренции и защите прав потребителей сообщили, что с начала года потребителям возвращено 7 миллиардов сумов из-за реализации им лекарств по завышенным ценам. Когда цены на лекарства считаются завышенными и как люди возвращают деньги, которые они переплатили? На эти вопросы Kun.uz ответил представитель комитета.
Согласно действующему законодательству, цены на лекарства имеют ограничения.
Прежде всего, когда тот или иной препарат впервые импортируется или производится в Узбекистане, он регистрируется в Фармацевтическом агентстве. При регистрации формируется фиксированная (базовая) цена препарата.
Согласно законодательству, оптовики могут наценивать на препарат до 15 процентов, а розничные продавцы - до 20 процентов, независимо от количества посредников. То есть максимальная наценка на лекарства установлена в размере 38% от начальной цены, и продажа дороже этой цены считается правонарушением.
Если при сканировании покупателем QR-кода с чека, полученного в аптеке, в приложении «Soliq» для получения кешбэка, будет обнаружено, что лекарство продано дороже указанного предела, система автоматически отправит об этом сообщение в Комитет по конкуренции. На основании этого должностные лица аптек будут привлечены к административной ответственности, а излишне переплаченные деньги будут возвращены потребителю.
Элмурод Хаитметов, глава управления Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, ответил на некоторые вопросы Kun.uz об этом процессе.
– Потребитель покупает лекарство и сканирует чек с QR-кодом в приложении «Soliq» и, если препарат продан по завышенной цене, в Комитет будет автоматически отправлено сообщение. Не могли бы вы разъяснить следующий шаг: как потребителям возвращаются деньги?
— При сканировании чека информация поступает в базу данных Налогового комитета, база данных Налогового комитета сравнивает цену [автоматически] с ценами на лекарства в базе данных Агентства по развитию аптечной сети (предельные цены — в базе данных агентства). После этого эта информация будет отправлена в нашу базу данных Fair Tech, на основе которой мы проведем изучение. При необходимости мы получим разрешение Бизнес-омбудсмана на проведение проверки хозяйствующего субъекта. В случае подтверждения правонарушения, будут приняты меры по возврату потребителю излишне взысканных денег.
Все будет рассмотрено комиссией в установленном порядке. Владелец аптеки (предприниматель) перечислит деньги потребителю на банковскую карту или вернет наличные. Если он вернёт наличными, то представит нам расписку с паспортными данными потребителя, а если он перевел на карту, то передаст нам выписку.
В большинстве случаев оплата осуществляется на пластиковую карту. Определить владельца карты несложно и также несложен контроль возврата каждому потребителю.
- Разъясните, пожалуйста, как возвращают наличные деньги потребителям.
- Определить потребителя при оплате наличными — дело непростое. Закон о защите прав потребителей предусматривает возврат средств в той же форме, в которой была произведена оплата. Если идентифицировать потребителя не удастся, будет рассмотрен вопрос о взыскании в бюджет.
Существует определенная доля оптовых торговцев лекарствами, которые используют электронные счета-фактуры, привязанные к налоговой базе. Поэтому там порядок несколько проще. С частными лицами ситуация немного сложнее. Есть проблема с наличными. Если удастся определить конечного потребителя, сумма будет возвращена потребителю, если нет —сумма будет взыскана в доходы бюджета.
- В прошлом году предприниматели-фармацевты были недовольны именно функционированием системы Fair Tech и обратились к нам. Они жаловались, что за месяц произошли тысячи случаев нарушений из-за того, что в базе Фармагентства были неправильно сформированы референтные цены. Бизнесмены рассказали, что раньше цены обновлялись один раз в год, затем, после жалоб, их стали обновлять раз в 6 месяцев, но и тогда наблюдались несоответствия в ценах на многие лекарства. Была ли эта проблема решена?
- Это новый порядок, но он теперь гораздо более организован. А эта проблема действительно существует. Цены устанавливает Агентство по развитию аптечной сети. Референтные (предельные – ред.) цены формируются на основании положения, утвержденного Минюстом 10 июня 2020 года. Цены могут меняться из-за изменения, скажем, страны фактической покупки или импорта субъектом предпринимательской деятельности, и не исключены случаи, когда агентство не сможет своевременно отреагировать.
Но если предприниматели подадут заявку, агентство скорректирует цены. Работает эта процедура следующим образом: заявитель входит в информационную систему с электронно-цифровой подписью для регистрации или перерегистрации предельных цен, после чего в режиме реального времени направляет документы (письмо, договор или доверенность), подтверждающие право на регистрацию или перерегистрацию предельных цен, а также перечень лекарств, зарегистрированных в Узбекистане, на которые фиксируются предельные цены.
Рабочий орган проверит, является ли заявитель владельцем свидетельства или его уполномоченным представителем в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления. После подтверждения, он регистрирует заявку в информационной системе и направляет информацию об этом заявителю через информационную систему или адрес электронной почты.
После регистрации в информационной системе заявитель будет иметь право внести данные для учета предельных цен на лекарственные средства, указанные в заявке.
При этом возможен ввод предельных цен, установленных в национальной валюте Республики Узбекистан, для каждого торгового наименования лекарственных средств с учетом формы лекарственного средства, количества в упаковке, дозы, концентрации, объема упаковки.
Заявитель имеет право подать заявление о перерегистрации предельных цен в срок не более 1 раза в 3 месяца.
- Нарушение может произойти из-за неправильного ввода кодов ИКПУ лекарств в аптеках. Как действует комитет в таких ситуациях?
- При оформлении счета-фактуры в аптеке во многих случаях при внесении кода препарата в базу данных кассир набирает первые 2-3 буквы названия препарата, при этом названия других препаратов, подобных этому появляются из базы данных. На это наименование будет выставлен счет и проставлен код препарата. В этом случае бухгалтеры аптеки или специалисты по расчету, не обращая особого внимания, выставляют счет.
После этого, когда потребитель сканирует чек, база данных автоматически сравнивает его с предельной ценой, рассчитывает разницу и отправляет ее в Fair Tech. Когда мы получаем информацию и выходим на проверку, оказывается, что это ошибка при выставлении счета-фактуры. В таких случаях мы не предпринимаем никаких действий в отношении субъекта хозяйствования, а оформляем первичные документы. Такие случаи тоже нередки.
- Допустим, если предельная цена препарата составляет 10 000 сумов, а предприниматель продает его за 10 100 сумов, будет ли это нарушением? Таких случаев могут быть миллионы, не потребует ли решение каждого из них слишком много времени и ресурсов?
- 107 773 случая — вот то, что мы успели выявить. На самом деле таких случаев больше. Fair Tech ограничена в своих возможностях полностью обрабатывать полученную информацию. Нам сложно бороться с человеческим фактором. Мы дорабатываем и принимаем меры по мере возможности. Потребители также спрашивают, что будет, если в аптеке не выдадут чек. Вчера звонил клиент с этим вопросом. Конечно, здесь нужна потребительская активность, о таких случаях мы получили около тысячи обращений помимо Fair Tech. В этих случаях аптека не выдавала потребителю чек, лекарства продавались по завышенной цене и жалобы на цены оставлялась на горячей линии. После изучения обращений было возвращено около 100 миллионов сумов.
Мы надеемся, что нам удастся призвать владельцев аптек к бдительности. Есть закон, есть штраф за продажу дороже установленной цены. Уплата штрафа за нарушение приводит к снижению доходов предпринимателя. Посредством этого мы стремимся к профилактике и регулированию. Я считаю, что 15 % оптовику и 20 % розничному торговцу — это вполне разумная наценка.
Беседовала Мадина Очилова.
Новости по теме
18:30 / 06.11.2024
Пропан за 5 месяцев подорожал почти вдвое, а бензин АИ-80 — на 26% с начала года
18:22 / 02.11.2024
15,5 трлн сумов на лекарства – на что узбекистанцы тратят больше всего?
12:26 / 18.10.2024
Бензин АИ-80 за год подорожал почти на 40 процентов. В чем причина?
17:24 / 17.10.2024